Нет, речь не о великом ученом, который «мучил собачек») Наш герой — гравер Иван Николаевич Павлов (1872-1951). Имя, несколько подзабытое широкой публикой. А ведь в творческом наследии Ивана Павлова московская тема занимает едва ли не главное место. Уже в 1915 году вышла подборка гравюр Павлова с характерным названием «Уходящая Москва». В 1917-м — серия, посвященная усадьбе Останкино. В 1918-м — новые работы под прежним названием «Уходящая Москва». В 1919-м — «Уголки Москвы». В 1924-м — «Старая Москва». В 1925-м — «Московские дворики». Всего и не перечислишь! В нашей подборке гравюры взяты в основном из большого биографического альбома 1937 года, подготовленного М.Сокольниковым. Многое из той Москвы, увы, исчезло. Что-то уничтожили собственные «реконструкторы» (Китай-город), что-то погибло в войну (дом князей Гагариных на Новинском — Книжная палата). Но ценность гравюр Павлова не столько «археологическая» (ведь существуют архивные фото и планы), сколько в способности передать атмосферу старого города. Потому так особенно хорош дворик с сохнущим на веревке бельем… Или приговоренные к сносу будки городовых в Парке культуры и отдыха. Конечно, эпоха не прошла мимо художника. Он исполнил и портреты «вождей»: Ленина, Сталина, Ворошилова, Калинина, Орджоникидзе… Но настоящий художник не умеет врать, и между холодно-официальными изображениями вождей и задушевностью московских двориков — дистанция огромного размера.
Больше изображений старой и современной Москвы — в разделе фотогалерея. Приходите на прогулки МоскваХода и взгляните на Москву новым взглядом! Знакомьтесь с нашим расписанием и подписывайтесь на рассылку!