Модерн нельзя представить без страстного увлечения европейским средневековьем, что отразилось даже в архитектуре доходных домов в Москве. Прекрасные дамы и суровые рыцари становятся частыми гостями фасадов московских особняков и доходных домов. Художественный манифест модерна — врубелевское панно на «Метрополе» на сюжет Эдмона Ростана «Принцесса Греза». В этом имени — ключ к эстетике декаданса. Подлинно прекрасное в здешнем мире — лишь греза, наваждение, мираж. С другой стороны, утонченная игра в «миражи» вовсе не мешала индустриальному прогрессу. Многоэтажные дома 1910-х гг. оборудованы всеми достижениями прогресса (водопровод, электричество, канализация, телефонная связь, паровое отопление). Архитекторы той эпохи нашли гармонию между красотой и комфортом. Одним из признанных корифеев стиля стал архитектор Валентин Дубовской, племянник известного художника Николая Дубовского (пейзажи в постоянной экспозиции Третьяковской галереи). В «портфолио» архитектора Дубовского — признанные звезды: Дом под рюмочкой на Остоженке и Дом с рыцарями (дом актера) на Старом Арбате. Но даже у таких известных мастеров есть своя «спрятанная» Москва, на поиски которой мы отправились вместе с Георгием Давыдовым осенью минувшего года. А сегодня предлагаем вам видео-сюжет по следам экскурсии Георгия Давыдова «Спрятанная Москва-9».
Доходный дом в Москве 1913 года в Земледельческом пер. 12. Как обычно зодчий берет на себя архитектурную часть работ, оформление парадного подъезда и интерьеров выполняет друг и коллега Дубовского — известнейший художник Игнатий Нивинский. Дом до сих пор жилой, не так давно по инициативе жильцов парадный подъезд был отреставрирован. Профессиональная реставрация была бы невозможна без активных консультаций искусствоведа и жительницы дома Людмилы Монаховой. Какой замечательный пример для подражания в других исторических домах! Кстати, именно здесь прошла юность художницы Татьяны Назаренко. Наверняка романтический образ дома-замка повлиял на выбор пути художницы. До революции дом принадлежал врачу Георгию Вениаминовичу Петрову, потомственному дворянину, как сказано в адресной книге. Тема для размышлений об уровне жизни врачей в отечестве после 1917)) Отдельная благодарность — жительнице дома Елизавете Козловой, любезно пустившей нас в подъезд.
Съемка, монтаж Николая Давыдова Французскую песенку «Il etait un petit navire» исполняет Елизавета Давыдова, аккомпанирует Елена Давыдова