Классика москвоведения, несколько переизданий. На удивление мало идеологизированная работа (дежурные реверансы по адресу власти, конечно, есть, но по минимуму). А внимательный читатель мог выудить из обширного труда «крамольные» с точки зрения новых порядков сведения: например, о доме бесплатных (!) квартир на Софийской набережной, построенном братьями Бахрушинами в 1900-е.
До сих порнепревзойденное издание в своем жанре. Краткость,фактологичность, наглядность, иллюстративность. Город(внутри Садового кольца, вторая часть, за Садовым, таки не издана) поделен на районы, внутри которыхвыстроены маршруты от дома к дому. Удобен впользовании, как при повседневном узнавании города,так и при знакомстве с архитектурой вообще. Большойматериал по истории архитектурных стилей. Настольнаякнига для всех, кто хочет быть с Москвой на «ты».
Легендарная книга-альбом, подготовленная писателем, историком, публицистом и энтузиастом Петром Паламарчуком (+1998) еще в юности, на излете 1970-х. Книга, по объему сведений, фактов и фотографий превосходящая любой фундаментальный труд, была создана в одиночку! Разумеется, было немало безвестных (и бесстрашных – ведь тема разрушенных храмов «тянула» на уголовное преследование) помощников (преимущественно помощниц): библиотекарш, дипломатических посыльных (фотокопии были пересланы во Францию), без которых труд не появился бы в свет. Весь материал книги чрезвычайно нагляден: дореволюционное фото храма и современное (если его не разрушили), историческая и архитектурная справка, главные святыни храма и связанные с храмом события. Разумеется, «Сорок сороков» должны быть в каждом московском доме. Первое издание вышло в Париже (ИМКА-ПРЕСС, 1988, автор укрылся под псевдонимом Семен Звонарев), впоследствии переиздано в Москве, ведь это тот уникальный случай, когда книга (несмотря на раннюю кончину автора) не стоит на месте, а продолжает дополняться, расширяться, дописываться до сего дня. Это, впрочем, естественно: храмы восстанавливают и реставрируют, на пустом месте (как, например, на Преображенской площади) поднимаются святыни, утраченные, казалось бы, навсегда. В альбоме представлены так же инославные и иноверческие храмы.
Одно из самых основательных исследований по истории Москвы, созданное крупнейшим знатоком 19 века. Репринтные издания начала 1990-х стали настоящим событием в то время.
Еще одна классическая работа по москвоведению (впервые напечатана в 1893). Обзор монастырей, храмов, дворцов. История Москвы на фоне общей истории России.
Москва, «Московский рабочий», 1947. Юбилейное издание, вышедшее к 800-летию Москвы, одна из «первых ласточек» послевоенного обращения к русской истории после десятилетий преследований и запретов.
Одна из самых тяжелых, но нужных книг. Книга – обвинение, книг – скорбь по разоренному городу. Но одновременно книга - предупреждение, чтобы уже в нашу эпоху научиться хранить уцелевшие памятники.
Обстоятельное исследование по «малой» Москве, непарадной, спрятанной (что видно из названия) в переулочках. Единственный недостаток издания – отсутствие иллюстративного материала, это затрудняет ориентирование (впрочем, даются номера домов, так что привязка к местности есть).
Продолжение предыдущего издания, но с выходом за границы Садового кольца.
Название говорит само за себя. Биографии архитекторов, списки работ (включая неосуществленные проекты), богатейший иллюстративный материал.
Самый подробный труд об истории московского модерна (в книге почти 800 страниц). Архивные и современные фото, эскизы осуществленных и неосуществленных проектов, сопоставление московского модерна и модерна Западной Европы.
Первая монография о легендарном московском мастере эпохи модерна. Интереснейшие фото интерьеров.
Книга-альбом, посвященная великому мастеру эпохи модерна. Статьи, исследования, воспоминания родных, лекции Шехтеля и богатейший фотоматериал.
Исследование, подготовленное глубоким знатоком русской архитектуры. Издание богато иллюстрировано.
Очерки подготовлены старейшей сотрудницей храма-памятника, храма-музея – Покровского собора, что на Рву, более известного как храм Василия Блаженного.
«Последнее слово» в исследованиях о всемирно знаменитом храме, который продолжает задавать загадки как широкой публике, так и специалистам.
Достаточно компактное и в тоже время информационно насыщенное издание о самом первом музейном собрании в Москве и России. Великолепно иллюстрировано.
Книга для тех, кто хочет узнать жизнь во всех бытовых подробностях. Цены на жилье в предреволюционной Москве, переезд на дачу, игорные заведения и авантюристы прошлого. Много архивных фото.
Жизнь старой Москвы не представима без усадебного ожерелья Московской губернии. Об этом – в обстоятельной работе В.Глушковой.
Книга – классика жанра. Авторы (археолог Векслер и нумизмат Мельникова) исследуют историю московских кладов от Средневековья до нашей эпохи. После прочтения делаешь вывод: в Москве клады находят все, кому не лень))
Богатейшая подборка иллюстраций (старинные планы и карты, репродукции чтимых икон, архитектурная фотосъемка, картины русских художников и зарисовки иноземных путешественников), при подготовке издания использован обширный корпус как государственных, так и личных (и неопубликованных ранее!) архивов, включая семейные архивы московского причта и участников церковной жизни Москвы в 1920-70-е гг. Издание можно читать (и просматривать – это же альбом) как подряд, следуя за церковным календарем, так и выборочно. Раздел «Для семейного чтения» говорит сам за себя. Великолепное подспорье не только для узнавания православной Москвы, но и русской истории в целом.
(Каталог собрания музея-заповедника «Московский Кремль»). Один из самых фундаментальных трудов по истории колоколов и русского литейного искусства. Поскольку это книга-альбом, то работать с ней могут и совсем юные читатели. Колокол – не только важнейший атрибут церковного зодчества, но и один из символов России в целом. Недаром именно на Руси возникла традиция Царей-колоколов (их, между прочим, было несколько за века). Тираж коллекционный, всего тысяча экз.
Повествование посвящено преимущественно послереволюционной Москве. Как осуществленным, так и неосуществленным проектам. Книга иллюстрирована планами и архитектурными рисунками.
Один из самых подробных обзоров биографий архитекторов, творивших в советскую эпоху (Жолтовский, Рерберг, Щусев, Фомин, Щуко, Бархин, братья Веснины, Ладовский, Мельников, Мордвинов, Иофан, Гинцбург, Душкин, Чечулин…)
Путеводитель по московским историческим кладбищам. Мы нередко забываем, что и кладбища (как и храмы) усердно стирали с лица земли в 20 веке. А ведь кладбище (помимо места упокоения, которое, естественно, заслуживают все люди) – это «история в лицах». Когда приходишь на могилу известного в истории и культуре человека (Пушкина, Достоевского, Чехова…) из «абстракции» школьной программы такой человек предстает… живым, поскольку жившим. Нередко само надгробие хранит мысль и назидание (цитата из пророка Иеремии на могильном камне Гоголя, крест необычной формы на могиле Чехова, евангельские слова на надгробии Достоевского в Петербурге). Книга Артамонова – позволит не только не потеряться в лабиринте московских некрополей, но и поможет восстановить порванную в 20 веке связь времен.
Классика московской некрополистики. Книга уникальная, поскольку была подготовлена автором в 1916 (!) году, но из-за революции в свет не вышла. А с той поры и многие исторические некрополи (как монастырские, так и общегородские) были либо уничтожены полностью, либо «прорежены». Тем ценнее работа Саладина.
Первая работа, посвященная художественному литью в архитектуре: ограды, балконные решетки, надподъездные «зонтики», старинные фонари… Издание иллюстрированное.
Книга краеведческих очерков, преимущественно не об историческом центре. Автор исследует старообрядческое Лефортово, Сокольничье поле, Петровский парк, ведет читателя вдоль берегов заключенной в трубу Неглинки.
Название говорит само за себя. Автор – писатель, краевед, фольклорист. В книге – настоящий калейдоскоп из жизни самых разных слоев предреволюционной Москвы (сапожники, цирюльники, извозчики, банщики, гробовщики). Как говорили в старой Москве: пословицы, поговорки, прибаутки и даже курьезные тексты вывесок.
Книга-альбом, сочетающая в себе как все возможные достоинства иллюстрированного издания – репродукции, планы, реконструкции, эскизы неосуществленных проектов, так и достоинства обстоятельного труда, первого в своем роде. Глубокий анализ (исторический, богословский и архитектурный) известного тезиса о «Москве – Третьем Риме». Москва – как чудо-град, как город мирового значения. Художественно-архитектурные реконструкции М.Кудрявцева, безусловно, развивают традицию Аполлинария Васнецова.
Андрей Чеславович Козаржевский (1918-95) – человек-легенда. Филолог, знаток древних языков (латынь и древнегреческий), профессор университета, никогда не вступавший в партию, одним из первых – на правах «любителя» - стал заниматься историей церковной Москвы (в конце 1980-х вел в университете факультативный курс, посвященный Москве, с показом собственных слайдов древних храмов, монастырей, усадеб), старейший прихожанин прославленного храма Ильи Обыденного на Остоженке, сын поляка, крещенный в католичество в детстве, но с трех лет чадо Православной Церкви. Книга посвящена последовательности церковного года (в подзаголовке так и сказано – «православный месяцеслов»), но с привязкой не только к конкретному празднику, но и к церковной истории и «памяти места» (т.е. к храмам, празднику посвященным). Легко и ясно написана, одинаково хорошо воспринимается как взрослым, так и совсем юным читателем. На сайте, посвященном Андрею Чеславовичу (создан его сыном) можно найти интересные мемуарные очерки «Звуковой фон Москвы 1920-30- гг.» (там очень хорошо о колокольном звоне) и «Заметки о музыкальной жизни Москвы в 1930-40 гг».
Классика жанра, из обязательных книг на полке. При этом надо заметить, что «дядя Гиляй» (как называли его современники) – не историк, не архивист, а прежде всего репортер и бытописатель эпохи. Обращавший внимание в том числе и на малоприглядные стороны жизни, что еще и «заботливо» усиливали редактора советской поры (а, скажем, его протесты из-за сноса Сухаревой башни в печать попасть не могли). Поэтому «Москву Гиляровского» хорошо откорректировать образом предреволюционной Москвы Ивана Шмелева.
Арбат – визитная карточка старого города, первая пешеходная улица в Москве (с 1980-х) и России. Обстоятельный путеводитель, написанный арбатцем, одним из «детей Арбата». Благодаря развернутым планам книга очень наглядна, читатель не потеряется в лабиринтах Приарбатья.
Книга ценна прежде всего как свидетельство современника. И если Шмелев создает поэтический образ старой Москвы, то у Бурышкина – конкретика фактов, что делает книгу едва ли не более поучительной.
К сожалению, автор не успел очистить свой путеводитель от вставок советских редакторов, поэтому даже в переиздании 1991 года можно наткнуться на «царизм» и на «купеческую безвкусицу», но в остальном весьма добротная работа, занимающая почетное место на полке с «обязательным москвоведением».
Калейдоскоп жизни первых послереволюционных лет. Автор рассказывает об эпохе НЭПа, вспоминает, как авто потеснили «лошадиный транспорт», дает зарисовки уличных сценок (беспризорники, фраера, хулиганы). Завершают мемуары очерки о судьбах одноклассников.
Книга не столько о старой Москве, сколько о старой русской жизни в целом. Захватывающе интересна. Рассматриваются все стороны быта: от сословий до кулинарии, от одежды до карточных игр. Рассчитана как на взрослого читателя, так и на школьника, онемевшего перед очередной сдачей экзамена по истории или литературе))
Послевоенная Москва, сталинская архитектура, пленные немцы, быт простых москвичей.
Первое исследование о предреволюционном кино – «синематографе».
Не просто путеводитель, но лирическое повествование. Автор прожил большую жизнь, ему есть, чем поделиться с читателем.
Коллективный труд современных историков, краеведов, журналистов, благородная попытка остановить вандализм нашей эпохи (первая часть вышла в 2006 году). Из этих путеводителей родилось общественное движение градозащитников.
Хотя издание рассчитано на специалистов, но может быть интересно и широкой публике. Прежде всего благодаря иллюстративному материалу. Автор прослеживает изменения в «расстекловке» (форма оконных переплетов), эволюцию рисунка паркетных полов, цвета покраски зданий, типов кирпичной кладки (в том числе приводится справочная таблица с клеймами кирпичных производителей) и т.п.
Интереснейшие воспоминания о предреволюционной Москве одного из последних представителей княжеского рода Долгоруких. Редкие архивные фото.
Компактный и насыщенный словарь-справочник, который научит «читать архитектуру».
Книгу можно рекомендовать в качестве антикварного десерта, современных переизданий не существует (а жаль), в интернете ее тоже нет. При том, что это один из самых емких трудов по теме. Подробно описаны святыни Лавры (с гравюрами в тексте), хороши экскурсы в прошлое (например, описание гуляний в Сокольниках в конце 18 века – дворянско-народный праздник с песнями, плясками, цыганами и… скороходами).