Имя Виктора Константиновича Коленды (1872-1945) широкой публикой сегодня забыто. Но те, кто интересуются видами прежней Москвы, рано или поздно открывают для себя этого художника. До сих пор в московских букинистах можно отыскать открытки Коленды из московской серии, которую он исполнил по заказу Коммунального музея (возник до революции как Музей городского хозяйства, ныне — «Музей Москвы»). Хотя Виктор Коленда был прежде всего художником театральным (в том числе служил в Малом), в его московских акварелях нет ни театральности, ни нарочитых художественных эффектов. Мастер не стремился выразить свое «я» посредством Москвы. Он прежде всего — добросовестный «картограф». И в этом, учитывая последующие разрушения, главная ценность его работ.
Вид на Сухареву башню, пожалуй, последнее художественное свидетельство перед сносом. Красавица петровской эпохи была безжалостно уничтожена в 1934-м. На реверсе открытки из нашей коллекции мы видим тираж (50.000 экз.!) и дату — роковой 1934-й. Но, увы, «популярность» образа древней башни не смогла уберечь ее. Можно, правда, не сомневаться, что тираж был раскуплен очень быстро. Сухарева башня — это не просто архитектурный шедевр. Это — живая биография города. Крепость, математическая школа, легенды о Брюсе, первый водопровод, наконец, городской музей. Вандалы «нового мира» с этим не посчитались. А предлог с «помехой дорожному движению» лишь подчеркивает их цинизм.
Между тем, разговоры о восстановлении Сухаревой башни идут с конца 1970-х. Может, все-таки доживем до того дня, когда «невеста Ивана Великого» (так Сухареву башню называли до революции) вернется к нам. И тогда будет правильно устроить в ней праздничный вернисаж Виктора Коленды. Вглядитесь и в его фотопортрет. На нас смотрит «чеховский интеллигент». Доброжелательная ироничность во взгляде. Он все понимает.
Подробнее о московской истории и архитектуре — на архитектурно-исторических прогулках МоскваХода. Знакомьтесь с нашим расписанием и подписывайтесь на рассылку!