В декабре исполнится 87 лет со дня установки первого уличного светофора. Самый первый в столице «трёхглазый регулировщик» уличного движения был установлен 30 декабря 1930 года на перекрёстке Петровки и Кузнецкого моста. А ещё ранее – в январе того же года – первый в нашей стране светофор появился на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде.
Начало же повсеместному использованию световых «дирижёров» было положено ещё в середине XIX века в Англии. 10 декабря 1868 года возле здания Британского парламента был установлен самый первый в мире газовые светофор. Скорее это был даже не светофор, а семафор. Его изобретатель Дж. П. Найт был специалистом как раз по железнодорожным семафорам. Управлялась эта техническая новинка вручную. Два семафорных крыла, поднятых вверх под углом 45о, означали – «движение разрешено», опущенные вниз под таким же углом – «движение с осторожностью», горизонтальное их положение означало сигнал «стоп».
В тёмное время суток использовался вращавшийся газовый фонарь с одной зелёной и одной красной стороной. Проработал этот регулировщик очень недолго, меньше месяца. Уже 2 января 1869 года газовый фонарь взорвался, при этом поранив полицейского, управлявшего этим светофором-семафором.
В русский язык слово «светофор» пришло из книги профессора И. О. Рогинского «Железнодорожная сигнализация и ограждение», изданной в 1925 году. Кстати, как раз на железных дорогах и появились первые в СССР светофоры – их внедрение взамен семафоров началось с 1929 года. В 1932 году слово «светофор» вошло в Большую советскую энциклопедию. В художественной литературе это слово впервые встречается в романе Ф. Гладкова «Энергия» (1938 год). А в 1940 году оно стало полноправной единицей нашего языка, будучи зафиксировано в Толковом словаре русского языка редакцией профессора Д. Н. Ушакова.
Но ещё до появления на московских улицах первых светофоров, начиная с конца 1920-х годов, для регулирования движения начали применять дорожные семафоры. Один из таких семафоров был установлен, например, всё на том же перекрёстке Петровки и Кузнецкого моста.
На протяжении 1930-х годов их внешний вид претерпевал существенные изменения. Несколько лет, например, был в эксплуатации подвесной светофор-часы. Мои родственники жили на Знаменке (тогда улице Фрунзе) в большой коммуналке. Комнаты, в основном, у всех были маленькие и поэтому новогоднюю ёлку устанавливали в коридоре и украшали «вскладчину» — каждый навешивал на её ветки какие-то свои игрушки, которые целый год бережно хранились в тёмной комнате, в коробках, переложенные ватой. В детстве я всегда приходил к ним в гости в первые дни Нового года. И из всех ёлочных украшений мне больше всего нравилось одно – загадочный фонарик, похожий на часы, со стрелкой, но без циферблата. Вместо него были три полосы – зелёная, белая и красная. Я никак не мог понять, что же это такое. Мне объясняли – это светофор. Ну, какой же это светофор! Светофор – он с тремя «глазами» и без стрелок!
Но это и правда был светофор. Разработан такой сигнальный фонарь для регулирования уличного движения был в конце 1920-х годов в США. В СССР подобное устройство, несколько усовершенствованное, тоже применялось в середине 1930-х годов. Над перекрёстками вешался четырёхгранный фонарь, снабжённый часовым механизмом и лампочками. На каждой из сторон фонаря был укреплён диск с тремя горизонтальными полосами. Сверху зелёная, под ней – белая (самая узкая), а ещё ниже – красная. По кругу ходила стрелка, подобная часовой, делавшая полный оборот за 1 минуту. По 25 секунд отводилось на зелёный и красный секторы и дважды по 5 секунд — на белый. «Циферблат» подсвечивался соответствующими цветными огнями. Несомненное удобство такого светофора заключалось в возможности определить, как долго ещё разрешён или запрещён будет проезд. Но равномерное движение стрелки не могло реагировать на реальную дорожную ситуацию и сам «циферблат» был плохо виден издали. К концу 1930-х годов подобные светофоры-часы исчезли с московских улиц и сохранялись ещё какое-то время только в виде ёлочных игрушек.
На смену им пришли уже привычные нам «трёхглазые регулировщики». Тогда же закрепилось и расположение цветов – красный вверху, зелёный внизу и посередине – жёлтый (в первых светофорах сверху находился, наоборот, зелёный). Кстати, такое расположение в настоящее время едино для всех стран, в соответствии с международной «Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» 1968 года.
И позже светофоры только усовершенствовались и меняли свой дизайн.В частности, у них появилась дополнительная секция со стрелкой поворота.
Долгие годы светофоры были с дистанционным управлением.Управлялись они, как правило, с пульта, находившегося в «стакане» постового-регулировщика.
В детстве я один раз «работал» таким регулировщиком. У моего отца был друг – гаишник. Пост его находился на Арбатской площади. И вот как-то раз, мне было лет пять, проходили мы мимо его будки и остановились – отцу надо было что-то обсудить с приятелем. А меня, чтобы не мерз — дело было зимой — посадили в «стакан». При этом добрый дядя-милиционер ещё и объяснил ребёнку на какие тумблеры надо нажимать, чтобы загорался тот или иной свет. Разговор их затянулся, и я решил сам порегулировать движение. Бедные автомобилисты! Цвета светофоров менялись каждую секунду-две. Народ тогда был спокойнее чем сейчас, и пару минут все тихо выжидали. Но потом над замершей Арбатской площадью раздался рёв клаксонов. Я был выдворен из «стакана» и впредь регулировать движение мне уже не предлагали. А с середины 1970-х годов на московских улицах начали устанавливать автоматические светофоры.
Десятью годами раньше – в середине 1960-х годов — стали появляться на пешеходных переходах специальные, столь привычные нам сейчас, пешеходные светофоры с двумя «глазками» — красным и зелёным — и изображением человечков. В последние годы их стали снабжать дополнительным электронным таймером.
Устанавливаются также отдельные светофоры для трамваев, а порой и для регулирования движения автобусов или троллейбусов, в том числе и Т-образные с «четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета». Кое-где встречаются на московских улицах и реверсивные светофоры.
И совсем особая группа – железнодорожные светофоры. Они тоже есть в Москве. Их цветовая палитра богаче, чем у дорожных. Помимо привычных красных, жёлтых и зелёных цветов, на железных дорогах используются ещё синий и бело-лунный цвет. Такой бело-лунный светофор можно увидеть, например, с моста через соединительную ветку между Октябрьской и Курской железными дорогами в районе Басманных улиц.
В современной Москве переоценить роль «трёхглазых регулировщиков» сложно. Достаточно вспомнить май 2005 года, когда из-за аварии на Чагинской подстанции часть города лишилась электроэнергии, и светофоры перестали работать. Уже через полчаса все улицы в обесточенных районах «встали» намертво.
Так что дата нам предстоит хотя и не круглая, но важная.
Статья Алексея Дедушкина для журнала «Московское наследие» в 2010 году