Часть первая
Как часто во время наших прогулок по Москве, любуясь великолепными особняками, мы слышит: «А вот бы побывать внутри!»
Не секрет, что большую часть исторических особняков занимают посольства или всевозможные «учреждения», и, увы, даже в дни музеев попасть туда невозможно. Но тот, кто давно знаком с МоскваХодом, знает: у нас и невозможное становится возможным!
За последние годы мы любовались интерьерами Дома Кекушева на Остоженке (тот, что со знаменитым львом на крыше), убранством дворца Маргариты Кирилловны Морозовой на Смоленке, бывали не раз в особняке Грачевых напротив ГИТИСа.
А ведь кроме особняков сокровища интерьеров прячутся в парадных подъездах доходных домов начала 20 века. Один из самых знаменитых доходников поднялся в 1914 году на Поварской улице (дом 20). До революции дом принадлежал адвокату Кальмееру, в советские годы здесь жил актер Александр Кайдановский, поэтесса Белла Ахмадулина, долгое время здесь же располагалась студия театрального режиссера Анатолия Васильева, а в мансарде до сих пор находится мастерская художника Бориса Мессерера.
Дом построен по проекту архитектора Валентина Дубовского (1877-1931), но своим шармом обязан не только ему, а оформлявшему интерьеры квартир и парадного подъезда художнику Игнатию Нивинскому (1880-1933). Подъезд дома на Поварской рождает калейдоскоп ассоциаций: Альгамбра, храм древнего Египта, легендарный Кносский дворец на Кипре, Флорентийское палаццо – да мало ли что еще! Нивинский знал толк в создании театрального праздника жизни, именно он в 1922 году оформлял для Вахтангова первую постановку «Принцессы Турандот». Но при этом перед нами – не декорация, а дом, оборудованный уже в 1914 году всеми техническими достижениями цивилизации: электричеством, лифтом, паровым отоплением, телефонами и, простите за прозу жизни, канализацией.
Завидный пример сочетания функциональности и эстетизма. И печальные сопоставления с архитектурой последующих, «прогрессивных» эпох… Но творческий союз Дубовского и Нивинского вовсе не ограничивается домом на Поварской: Дом Актера на Старом Арбате, доходник в Гусятниковом переулке близ Чистых прудов и, наконец, легендарный Дом «под рюмкой» на Остоженке, где москваходам тоже посчастливилось побывать.
Интересно, что в Доме «под рюмкой» три парадных, но мы выбрали самое эффектное. Родные двери с окошками в виде глаз стрекозы, уцелевшая столярка парадной лестницы (включая окно «бычий глаз», сквозь которое так загадочно в вечерней темноте сияет золото Храма Христа), сводчатый потолок с нервюрами, словно ты не в жилом доме, а внутри готического собора в Шартре или Руане, росписи с изнеженными лилиями – символами небесной любви.
Именно такие подарил архангел Гавриил деве Марии. Кстати, попасть в подъезд мы смогли благодаря любезному приглашению старожилов, которые неожиданно оказались давними поклонниками МоскваХода! У нас всюду свои люди)