fbpx

Святыни Нижегородской земли

Автор статьи

«Там Русь сысстари на чистоте стоит…»

Павел Мельников

У «Старого Макария»

Святыни Нижегородской земли

Каких только ярких и сочных названий не давали в старину родным местам: Волгу именовали  «матушкой», Дон —  «тихим»,  Сибирь —  «золотым дном»,  Урал – «покрышкой серебряной». А Нижний Новгород звали «карманом России» — потому как в городе каждый год развертывалась широкая, многоголосая «ярманка», на которую везли товары со всей страны. Но начиналась знаменитая ярмарка не в самом городе, а у стен «Старого Макария» –Желтоводского Троицкого монастыря.

Известно, что основатель его, преподобный Макарий, родился примерно в 1349 годув Нижнем Новгороде, в 12 лет тайно ушел в Вознесенский Печерский монастырь, где принял постриг. Там он учился иноческой жизни и своими молитвенными подвигами и постничеством прославился далеко за пределы обители. Из окрестных деревень и городов к нему стали приходить миряне за советом и помощью, но преподобный, тяготясь известности, вскоре ушел из монастыря в поисках  пустынного места.

Нашел он его там, где Керженец впадает в Волгу, недалеко от озера под названием Желтые Воды. Здесь Макарий соорудил себе хижину, а вскоре к нему стали наведываться гости – некрещеные чуваши и мордва. Они искренне удивлялись одинокой жизни святого старца, а более всего — его незлобию и нестяжательству. Старец говорил с ними о Христе, о бескровной жертве, которую приносят в храме, и тех, кто хотел стать христианином, он крестил здесь же, в водах озера. Со временем рядом с хижиной возвели храм во имя Живоначальной Троицы. Так, в 1435 году возник на берегу Керженца монастырь, названный впоследствии Желтоводским Троицким.

Многие события произошли в долгой – он прожил 95 лет — земной жизни преподобного Макария. Побывал он в татарском плену, удостоился встречи на Красной Горе  со святым Варнавой Ветлужским,  основал еще один монастырь, на реке Унже. В Поволжье Макарий стал почитаться еще при жизни, а после кончины по молитвам преподобного произошло немало исцелений: было и освобождение из плена, и заступничество от напастей, и даже помощь в торговле. Вот почему начиналась ярмарка у стен  Макарьевского монастыря и всегда открылась в день памяти святого —  25 июля (7 августа), даже после ее переезда в Нижний Новгород.

Дедушка Бугров

Святыни Нижегородской земли

Не жаловались на нехватку покупателей и другие ярмарки, но разве сравнишь их с Макарьевской! Сюда товар везли со всей империи: из Кяхты —  чай байховый, из Сибири —  меха, от берегов Камчатки и далее, из Русской Америки, —  китовый ус и моржовую кость, с низовьев Волги —  икру и рыбу, от берегов Каспия – тюлений жир, с верховьев Волги сплавляли строевой лес, отправляли баржи с хлебом и солью.  Торговля здесь шла не на пуды и фунты, считали караванами барж! Павел Мельников-Печерский в романах «На горах» и «В лесах» не одну такую сделку описал «с натуры».

« — На сколько у вас в караване-то, Никита Федорович?.. – кротко и ласково спросил он у Меркулова.

-Тысяч на триста  по нашей расценке, — ответил тот.

— Покупатели предвидятся?

-Пока еще нет, — сказал Меркулов. – Приходили вчера, им и цены и условия сказали, и товар показали весь без остатка. Да ведь это не настоящие покупатели, — ищейки.

-А если бы кто из рыбников предложил вам купить весь караван дочиста. Продали бы? – подумавши несколько, спросил Марко Данилович.

– Отчего же не продать? – ответил Меркулов.

… Меркулов с Веденеевым на вырученные деньги тотчас накупили азиатских товаров, а потом быстро распродали их за наличные калмыкам и по киргизской степи и в какие-нибудь три месяца оборотили свой капитал. Вырученные деньги в степях же остались – там накупили они пушного товара, всякого сырья, а к Рождеству распродали скупленное по заводам. Значит еще оборот… Вскорости их капитал считали уже в двух миллионах».

Удачные сделки отмечали в трактирах и ресторанах, не зная порой удержу, так что молва о бесчинствах купцов до следующей ярмаркипо городу гуляла. Немало алчных и невежественных «титтитычей» из «темного царства» обрисовал драматург А. Островский. Все так.  Но вот что примечательно —  те же самые купцы, в большинстве своем старообрядцы, не единожды проверили практикойи доподлинно знали: лучший способ преуспеть в торговле – пожертвовать часть прибыли на благие дела. Расчетливость, прижимистость, а порой и скаредность по отношению к себе и своей семье уживались в этих седобородых миллионерахсо щедрой, не копеечной жертвенностью.

«Деньгу грешно держать в сундуке, — говаривал герой рассказа Владимира Даля «Дедушка Бугров», — надо пускать ее, чтобы народ е кормился, она в один день семерых обойдет и выручит, а в сундуке она тлен».Даль много лет служил в Нижнем Новгороде управляющим удельной конторой, о Бугрове был наслышан — и какон на свои деньги из солдат выкупал, и как в долг под честное слово давал, и как жертвовал на благо города. В своем рассказе Даль описал историю, хорошо известную нижегородцам. Однажды император Николай I распорядился привести в порядокберег Волги в Нижнем: выровнять крутой склон,  насадитьдеревья, устроить аллеи для прогулок. Распределили подряды, освоили казенные деньги, и как будто исполнили все в срок. Да вот беда —  та часть насыпи, что ближе к Кремлю,  по весне размывалась подземными ручьями и речками, которые образовывали овраги и трещины. Сколько миллионов туда зарыли! — А насыпь все оседает, да оседает.

Тогда за дело взялся Бугров. Нанял на свои деньги рабочих, приказал уложить бревна в несколько накатов вдоль и поперек насыпи, вроде решетки, чтобы вода проходила —  иберег перестал оседать! «Так делай, чтоб тебе хорошо, а никому не худо», по этому правилу жил дедушка Бугров, и такой наказ оставил своим потомкам, которые возводили на свои средства нижегородские храмы.

Собор Александра Невского

Ежегодно на нижегородскую ярмарку съезжалось до двухсот тысяч человек —  в самом  городе тогда проживало вдвое меньше. Ярмарочный Спасский собор, отстроенный Огюстом Монферраном в начале XIX века, уже не мог вместить всех желающих прийти помолиться, и тогда решили возвести новый, более вместительный храм на стрелке Оки и Волги. Место для него указал сам император Александр II, когда приезжал со своим семейством в Нижний. В память о приезде императора собор решили осветить в честь его небесного покровителя  —  Александра Невского. В нижегородской земле особенно почитали святого благоверного князя еще и потому, что земные дни его окончились в Городце.

В 1862 году собрали комитет из наиболее состоятельных купцов, пожертвовавших деньги на строительство собора.История сохранила имена «благоустраителей и благоукрасителей»: нижегородских купцов Ивана Рукавишникова и Михаила Ермолаева, генерал-майора Николая Баранова, протоиерея Иоанна Яхонтова с матушкой Апполинарией, ростовских, ярославских, орловских и московских купцов, мещан и крестьян.

Среди всех предложенных проектов комитет остановил свой выбор на работе Льва Даля – сына знаменитого писателя и ученого, автора «Толкового словаря» Владимира Даля. Лев Даль родился в Оренбурге, детские годы его прошли в Нижнем Новгороде, затемон учился в Императорской Академии художеств в Петербурге, оттуда ушел на Крымскую войну, после ее окончания вторично поступил в Академию. Закончив обучение,получил право на стажировку за границей.

Шесть лет провел Даль в Европе, изучая средневековую архитектуру. Он  объездил  Италию, Францию, Голландию, побывал в Бельгии и Дании, но темой всей его жизни стала древнерусская архитектура. Так когда-то его отец Владимир Даль, родившийся в семье обрусевших датчан, отправился гардемарином в учебное плавание по Балтике, отыскивал свои корни на родине предков в Копенгагене, но по собственному признанию именно там понял, что его настоящая родина – Россия.

Лев Даль посвятил немало времени описанию исчезающих деревянных храмов Руси, исследованию каменных храмов XVI-XVII веков. Созданный им проект собора Александра Невского не копировал ни один из древних храмов, но при этомсохранял отличительные черты, яркие особенности русской архитектуры.

Строился собор в Нижнем два десятилетия, руководил всеми работами инженер Р. Я. Килевейн,  архитектор Л. Даль числился его помощником. Пока шли  строительные работы, по всей губернии искали в каменоломнях подходящий облицовочный камень. Наконец, пришло сообщение о залежах  камня разных оттенков в Борнуковской пещере. Л. В. Даль сам вызвался побывать там и, осмотрев карьер, восхитился цветом «самаго чистаго, как сахар, местами волокнистаго, как стекло, алебастра».

Храм Александра Невского вышел красивым и внушительным – установленный на стрелке восьмидесятиметровый собор на долгие годы стал архитектурной доминантой и главным символом города. По высоте он был третьим в России -после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Москве.По описанию местных краеведов, в иконостасе храма находились иконы, перенесенные из упразднённого Макарьевского монастыря.

В богоборческие времена храм постигла судьба многих церквей России. Сначала на нем снесли шатровые завершения куполов, затем его отдалипод местные конторы и склады,  потом – под жилые помещения, а после пожара сбили внутри штукатурку и еще уцелевшие на тот момент росписи. В 1984 году была проведена научная реставрация, а к 2006 году храм был восстановлен. Сегодня собор Александра Невского является кафедральным храмом Нижнего Новгорода. Его украшает, как и раньше, пятиярусный иконостас, в храме собрано самое большое число Богородичных икон, есть среди них и довольно редкой иконографии. Есть в храме список известного образа Спаса Вседержителя из Романова-Борисоглебского (Тутаева), икона основателя Нижегородского княжества благоверного князя Георгия Всеволодовича, икона Германа Аляскинского с частицей мощей, переданная в дар митрополитом Всея Америки и Калифорнии Ионой в 2011 году. Росписи в храме создали мастера палехской школы, на южной стене храма помещены сцены жития святого благоверного князя Александра.

Собор Александра Невского – не единственное детище талантливого архитектора Даля на Нижегородской земле. В 1869 году им был реконструирован городской театр, в 1870 году возведена каменная часовня, принадлежащая Понетаевскому монастырю, в 1872 году начато строительство церкви Космы и Дамиана. Даль не только изучал древнерусскую архитектуру, но и проводил реставрационные работы, недаром коллеги называли его «художник-археолог». Так, он впервые провел  научную реставрацию собора Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.

Благовещенский монастырь

 

Этот монастырь  — один из древнейших не только в Нижегородском крае, но и во всей России. Заложен он был на Оке святым благоверный князем Георгием, сыном Всеволода Большое Гнездо, в 1221 году  – одновременно с  основанием Нижнего Новгорода. С этого момента город и начинает свою историю. Деревянные постройки первого Нижегородского монастыря просуществовали недолго: спустя всего восемь лет и город, и монастырь были сожжены и разграблены отрядами некоего Пургаса, предводителя мордвы. В запустении и разорении монастырьпростоял долго – до XIV столетия, когда через Нижний Новгород по дороге в ставку ордынского хана проехал святитель Алексий, митрополит Московский. Он-то и повелел в 1370 году отстроить монастырь заново, а главный храм – Благовещенский – возвести в камне.

Главной святыней монастыря стала подаренная митрополитом Алексием Корсунская икона Божией Матери византийского письма, ныне, к сожалению, утраченная. Монастырь также славился своей библиотекой, где хранилось много рукописных и старопечатных книг.

В XVIII веке Благовещенский собор изменил свой облик: в нем исчезли закомары,  крыша стала четырехскатной, проемы северо-западной паперти были заложены, скрыв  древнюю внутреннюю роспись и богатое убранство порталов. Под руководством Льва Даля  собору был возвращен его первоначальный вид. Кроме того, в ходе реставрации Даль провел детальное изучение особенностей архитектуры собора, выявил единство художественного, конструктивного и функционального замыслов, подчеркнув высокий профессионализм зодчего.

В 1991 году монастырь был отдан епархии, а с 1993 года в нем начались богослужения. В эти дни в монастыре произошло чудо – весной по Оке среди обломков  льда к стенам монастыря приплыла икона Богородицы «Благодатное Небо». С крестным ходом ее перенесли в возрождающийся монастырь, отслужили молебен и установили в храме. Вскоре перед ней начались исцеления, и теперь икона почитается в епархии и за ее пределами как чудотворная.

Строгановская церковь

Святыни Нижегородской земли

Это, пожалуй, самая известная в Нижнем Новгороде церковь и правильнее было бы называть ее Соборная, поскольку освящена она в честь праздника Собор Пресвятой Богородицы, который отмечают на следующий день после Рождества Христова. Но в городе храм именуютСтрогановским, по имени жертвователя и заказчика строительства Григория Дмитриевича Строганова.

Семейство Строгановых в концеXVII века было самым богатым в России, в то время даже бытовала поговорка «Богаче Строганова не будешь!» Состояние свое они нажили на торговле хлебом, пушниной, на добыче железа, но главный доход им приносил беспошлинный провоз соли из Перми в Нижний Новгород и далее – в центральную Россию.  Строгановы были единственными купцами, кто получил от государя особый титул —  «именитые люди», и кто еще в XVIвеке приобрел почетное право именоваться с «вичем» — то есть, писать свое отчество полностью:  не «Григорий сын Димитрия», а «Григорий Димитриевич».

Строганов заложил каменный храм в самом конце XVII столетия, отделывали  и освящали его уже после смерти купца, в 1719 году.Соборная церковь являет собой яркий пример стиля, который называют и строгановским барокко, и нарышкинским, хотя к западноевропейскому барокко он никакого отношения не имеет. Все декоративные элементы – оконные наличники и полуколонны, колонны и порталы, все кружево узоров – затейливой формы листья, пышные винограды, сказочные звери и райские птицы, —  не лепнина, как может показаться на первый взгляд, а резьба по камню, которая повторяет характерные для русской архитектуры деревянные украшения.

Имя строителя храма не сохранилось, но он, безусловно, был хорошо знаком с распространенной тогда архитектурной формой под названием «корабль» —   вытянутыми в одну линию трапезной, колокольней с проездными воротами и самим храмом. Словно парящая над стрелкой Оки и Волги церковь, искусно украшенная каменной резьбой, имелаи богатую внутреннюю отделку. Строганову так понравились иконы, написанные для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, что он тайно выкупил их и привез в Нижний, а иконописцу поручил сделать для столичного храма точные копии. Но, как гласит предание, Петр I увидел в Строгановской церкви знакомые иконы,  разгневался и положил опалуна Строгановых. К слову, две иконы эти сохранились, как и еще сорок три,специально написанные для Строгановской церкви.

Град Китеж

Святыни Нижегородской земли

Средитрадиций русского православия с егопостничеством и любовью к древним иконам особое место занимают паломничества. В Нижегородской земле подвизались многие святые, поклониться которым едут со всей России – это преподобный Серафим Саровский и святые сестры Дивеевской обители,  преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Желтоводский и многие другие.  И вряд ли кто из паломников не бывает на знаменитом озере Светлояр, в водах которого, согласно легенде, исчез город Китеж.

Находится сказочное озеро в Лесном Заволжье – так называют этот северный угол Нижегородской земли, где в лесных чащобах бегут, петляя, Узола и Керженец, торопятся вырваться на простор, чтобы соединиться с Волгой. А рядом неспешно и величаво, как и подобает красавице,несет свои воды знаменитая Ветлуга. По весне она широко разливается, затапливает окрестные низины, а летом возвращается в свое русло, оставляя у берегов широкие песчаные отмели. В эти глухие места с XVII столетиябежали от преследования властей староверы, здесь они создавали свои лесные скиты, жизнь в которыхтак красочно и со знанием дела(он служил в департаменте, ведающем делами раскольников) описал Мельников-Печерский в романах «На горах» и «В лесах».

Керженец стал знаковым местом, символом старообрядчества. Может быть, именно поэтому здесь, в Поветлужье, и зародилась легенда ограде Китеже.  Не желая  покориться врагам, скрылся в небесно-голубых  водах озера славный град Китеж, ушел под воду со всеми своими улицами, домами, храмами и монастырями, и стоит до сей поры на дне озера целехонький.  А поутру, как говорят старожилы, звучитсо дна озера колокольный звон, напоминаянам о неистребимой, неубиваемой в русском народе надежде на светлый исход самых тяжких испытаний и самых горестных событий.

Много лет в окрестных селах сохранялась традиция 6 июля, на престольный праздник села Владимирского, приходить к Светлояру, умываться его святой водой и просить об исполнении заветного желания. Кто-то обходил его кругом, с любопытством заглядывая в прозрачную гладь круглого, как блюдце, окаймленного молодой зеленью озера, кто-то с молитвой  на коленях полз, а многие ночевали на берегу, ожидая услышать в предрассветной тиши тихий звон колоколов. Кто только не приезжал сюда! Ученые – желая разгадать загадку необычного озера, музыканты, художники и поэты – в поисках вдохновения. Приезжали и староверы всех толков, спорили, «чей Христос справедливее и добрее», раскрывали древние книги, истово доказывали свою правоту.

Писатель Владимир Короленко тоже приезжал на озеро, всю ночь слушал эти споры и написал рассказ «Река играет». И устами героя этого рассказа Ефима-ветлугая тем спорам такой вердикт вынес: «Тоскливо. Наша вера, прямо сказать, много веселее».

(Опубликовано: журнал «К единству!». № 2. 2023)

Рассказать друзьям:
     


Прогулки по Москве


Комментарии

Комментариев пока нет