«Я памятник себе воздвиг…»
Самые знаменитые и необычные московские памятники
Памятники есть в каждом городе мире, знаменитые и не очень. Москва -не исключение: памятников здесь – немало. Но вот знаменитых памятников в Москве, по утверждению знатока Москвы и историка искусства Нины Молевой — всего два. Нина справедливо утверждает, что Москва – город двух гениальных памятников: Пушкину (работа Александра Опекушина, 1880 год) и Гоголю (работа Николая Андреева, 1909 год). Может показаться странным, что не назван первый памятник Москвы (по времени) – памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (работа Ивана Мартоса, 1818 год), но, вероятно, это объясняется тем, что он, парадоксальным образом, находясь в «сердце столицы», остается в стороне от повседневных маршрутов горожан. Памятник Минину и Пожарскому задает торжественную ноту (как и весь Кремлевский ансамбль), а Пушкин и Гоголь – памятники, если угодно, «свойские». У Пушкина назначают свидания, у Гоголя, впрочем, тоже, хотя существует примета, что ничего хорошего из этого не получится – Гоголь-то сам остался холостяком) У Пушкина каждый год, в день рождения поэта 6 июня читают стихи – сначала гости официальные, а потом все, кто пожелают, причем, не только пушкинские строчки, но и собственного сочинения. А Гоголь вообще загадал множество ребусов любителям московских поверий. Например, с разных сторон (если обойти памятник по кругу) у памятника разное выражение. И к тому же похож на птицу-ворона…
Но самое главное – и Пушкин, и Гоголь – единственные памятники, которые ходят! И об этом большинство москвичей прекрасно знает. Напомним, однако, что первоначально памятник Пушкину был не в центре одноименной площади (до революции именовалась Страстной), а на Тверском бульваре. Простояв на исконном месте 70 лет (!), памятник «перешел» через площадь в 1950-м. Москвичи, посмеиваясь, объясняли это заботой о нравственном облике поэта. Ведь с конца 1930-х на углу Пушкинской площади и Тверского бульвара возвышался сталинский дом (там, где магазин «Армения»), увенчанный статуей балерины. По Москве стал гулять стишок: «Над головою у поэта / Воздвигли даму из балета! / Чтоб Александр Сергеич мог / Увидеть пару стройных ног». Еще остроумцы утверждали, что ночами памятник спускается с постамента и по водосточной трубе лазает к балерине на свидание. Можно быть уверенным, байка пришлась бы по душе Александру Сергеевичу. А в дореволюционной Москве о памятнике Пушкину сложилось присловье на французский манер: у Пампуша на Твербуле… Жаль, что статую балерины демонтировали, из-за этого мало-помалу подзабыли городской фольклор (к слову, другие стишки о Пушкине и балерине можно прочитать в сборнике эссе Георгия Давыдова «Лоция в море чернил», журнал «Новый мир», 2019, номер 9 http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_9/Content/Publication6_7269/Default.aspx ).
Но «ходит» не только Пушкин! Гоголь тоже не остался на месте. По легенде причиной ухода памятника Гоголю с Пречистенского (Гоголевского) бульвара стал Сталин. Он как-то спросил, отчего памятник такой «грюстный»? Вот памятник и оказался в итоге во дворе дома на Никитском бульваре, где Николай Васильевич скончался в 1852-м (теперь там музей). На бульваре встал другой Гоголь: «веселый», правда, официальный. Как-то на одной из наших прогулок мы стали свидетелями неиссякаемого московского юмора: но официальном памятнике Гоголю был приклеен плакат: «фотосъемка покойного без разрешения родственников не допускается»! Так что знаменитые слова героя Савелия Крамарова из «Джентльменов удачи» — «кто ж его посадит, он же памятник» (это, кстати, про памятник Лермонтову у Красных Ворот) в случае с московскими памятниками не так уж невозможны. Посадить – не посадят, но передвинут с удовольствием. Как тех же Минина и Пожарского. До революции они были в центре Красной площади, ближе к в Верхним рядам, а позже их переместили в низинку у храма Василия Блаженного. После 1917-го были разрушены памятники Александру Второму (в Кремле) и Александру Третьему (у Храма Христа). Теперь памятник Александру Второму появился вновь (и по-новому проекту), но отчего-то не в Кремле, а как раз-таки у воссозданного Храма Христа. Москвичи всегда придирчиво относились к памятникам-новичкам. Дело даже не в спорных вопросах эстетики и просто здравого смысла («бронзы многопудье», как сказал Маяковский, — еще не гарантия качества). Нужно время, чтобы привыкнуть к «новому жильцу», особенно если он прописался в историческом центре. Но в Москве есть памятники и в дальних районах, которые успели стать своими: например, памятник… сырку «Дружба» (у метро «Бутырская», 2005 год). В 2008-м «сырок» с памятника даже пытались украсть! Далеко не унесли: все-таки 200 килограмм. Тут уже, пожалуй, просматривается рифма с памятником Чижику в Петербурге).
Московские памятники не только ходят, но еще и спускаются под землю. Впрочем, это объясняется просто: вспомним монументы в метро. Самый знаменитый памятник в московском метро, вернее, самый курьезный – статуя собаки на «Площади революции»: если подержаться за ее нос перед экзаменом, сдашь на «отлично»!